Екатерининский парк и Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, моя экскурсия

Здравствуйте, гости моего блога и постоянные читатели! Хочу поделиться с вами своими впечатлениями о посещении Царскосельского дворцово-паркового ансамбля в пригороде Санкт-Петербурга, городе Пушкин. Решение о посещении Екатерининского дворца было плановым, и смогли мы его осуществить в теплый июньский день. Вот что мы увидели и узнали. Экскурсантов двое - : я и моя дочь Екатерина. Прошу познакомиться.

Немного истории

Дворец был основан в 1710 г. В этот год царь Петр I дарит своей жене Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, Сарскую мызу с прилегающими к ней деревнями. Через несколько лет архитектором Фридрихом Браунштейном был построен небольшой двухэтажный дворец. После смерти Екатерины I он перешел к дочери Петра-I, Елизавете Петровне.

С 1741 года Царское село становится официальной резиденцией российских монархов. При императрице Елизавете Петровне дворец претерпел значительные изменения. По приказу Императрицы здание дворца было решено расширить. Над этим работали многие известные архитекторы: М. Г. Земцов, А. В, Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Для доработки внутреннего убранства и внешнего вида дворца был приглашен Ф.Б. Растрелли. Он приступил к работе в 1756 году. Именно ему принадлежала идея украшения дворца в стиле барокко. В дальнейшем каждый живущий здесь император привносил что-то свое.

Дворец встречает своего посетителя золоченой решеткой парадных ворот. Фасад выполнен с особым шиком в стиле барокко. Лазоревая лента в сочетании с белоснежными колоннами, золоченым орнаментом, фигурами атлантов — это визитная карточка дворца. Он неповторим! Роскошь и великолепие здания оставляет непередаваемые ощущения трепета и восхищения. Екатерининский дворец в Царском селе, будучи официальной резиденцией российских монархов, принимал самые пышные балы и маскарады. Здесь же, в северном флигеле дворца, расположена Дворцовая Воскресенская церковь. Рядом соединен аркой корпус Царскосельского лицея. Вокруг парадного плаца располагаются служебные корпуса — циркумференции.

Екатерининский Парк

Композиционным центром Екатерининского парка является Большой пруд. Это один из красивейших водоемов парка. Его начали создавать в первые годы XVIII в. с помощью запруд на небольшом ручье. В соответствии с регулярным характером парка пруд имел первоначально правильные очертания. Площадь Большого пруда 6 га, глубина в некоторых местах достигает 2,5-3 м.

Над водами Большого пруда возвышается Чесменская ростральная колонна. Сложная изрезанным береговая линия Большого пруда подражает абрису Эгейского моря, где русский флот одержал исторические победы.

Парковый павильон Грот в Царском селе расположен на северном берегу Большого пруда. В его сооружении участвовали знаменитые архитекторы Растрелли и Ринальди, заказала Елизавета Петровна, а использовала Екатерина Великая.

Задуманный дочерью Петра как лодочная пристань, Грот в Царском селе стал местом государственных и литературных занятий ее невестки. Согласно веяниям моды и вкусам императриц изменялся интерьер внутри, причем кардинально.

Адмиралтейство - это комплекс из трех павильонов расположенных на берегу Большого пруда в Екатерининском парке. Название павильоны получили потому, что в них располагалась царскосельская «флотилия»: императорская коллекция парусных и гребных судов из разных стран. Среди них были и экзотические лодки: трешкот императрицы Екатерины II, китайский сампан, турецкий каик и другие. Идеологическим предшественником этой «флотилии является потешный флот Петра I. В праздничные вечера одним из развлечений придворных было плавание на нарядно украшенных и подсвеченных фонарями судах под музыку оркестра, игравшего на втором этаже Адмиралтейства.

Вход в Екатерининский парк платный: взрослым 150руб, пенсионерам 40руб

Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец встретил нас большой очередью.

Основная масса людей - это туристы из Китая. Ведут они себя очень свободно, все время бегают внутри очереди, толкаются.Солнышко из-за тучки выглянет - зонтики открыли, солнышко за тучку спряталось - зонтика закрыли, и так постоянно. Мы более медлительные и более вежливые. Простояли так мы два часа в ожидании чуда.

Ну вот, ожидание позади, мы во дворце.

Парадная лестница

Экскурсия начинается с парадной лестницы которая занимает особое место в композиции Екатерининского дворца,ее окна выходят на Екатерининский и Александровский парки.

Парадная лестница оформлена И. А. Монигетти в 1870 году в стилистике, сближающей ее с интерьерами Растрелли. Стены украшены лепным орнаментом, а также декоративными вазами и блюдами из китайского и японского фарфора XVIII—XIX вв.

На потолке живописный плафон с полотном «Суд Париса» в центре (автор К. Маратти). На площадках лестницы скульптуры «Спящий амур» и «Просыпающийся амур» (1860, скульптор В. Бродский). Дополняют ее убранство расположенные симметрично часы и календарь.

Во время войны пожар уничтожил интерьер. Часть фарфора удалось сохранить (его спрятали заранее). Скульптуры были отреставрированы, а полотно «Суд Париса» было передано дворцу из Государственного Эрмитажа.

Большой зал

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.

Зал поражает своим богатством и красотой. Золоченая резьба, плафоны и зеркала вокруг — от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.

Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф.-Б Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным. Любой звук повторяется 32 раза. Это было необходимо, чтобы голос императрицы был более грозным и властным.

При реставрации зала после войны, архитекторы долго пытались восстановить данный акустический эффект. Через несколько лет он появился сам собой. Днем весь зал окутан солнечным светом, отражающемся в золоте, а вечером и ночью он утопает в свечах. Завершает картину паркет из мореного и высветленного дуба и плафон, украшающий потолок с изображениями парящих фигур.

Весь декор Екатериненского дворца выполнен в дереве и покрыт сусальным золотом. На реставрацию израсходовано более 100кг сусального золота.

Кавалерская столовая

Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли.

Стены её украшены картинами и резными золотыми узорами. Обеденный стол находится в центре комнаты. Он драпирован скатертью и изящно украшен лентами. Здесь представлены предметы из знаменитых орденских сервизов. В Кавалерской столовой проходили приемы для небольших групп гостей, а также небольшие балы. Она более скромна и уютна.

Украшением Кавалерской столовой является многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Ф.-Б. Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца. Печь сохранилась в подлиннике.

Белая парадная столовая

Белая парадная столовая украшена картинами Иоганна Гроота – живопись этого мастера посвящена теме охотничьих трофеев. Фигурный стол, стоящий в центре комнаты, сервирован посудой, принадлежавшей императрице Марии Федоровне. Посреди стола находится интересное украшение – «сюрту де табль», изображающий фарфоровую копию одной из беседок Екатерининского парка.

Вазы из белой столовой

Картинный зал

Свое название зал получил благодаря оригинальному оформлению. Стены зала от потолка до пола покрывают живописные полотна, приобретенные в 1745 году, и представляющие пять основных европейских школ живописи: испанскую, итальянскую, голландскую, фламандскую, французскую. Картины покрывают стены зала, словно ковер, отделенные друг от друга лишь тонкими позолоченными рамами. Такая развеска живописи была очень популярна в 18 веке и носит название шпалерной.

Площадь Картинного зала, простирающегося на всю ширину здания, составляет около 180 квадратных метров.

Растрелли использовал в помещении 130 картин. Поскольку для Растрелли, главным была не живопись, а оформление комнаты, то он использовал картины, как своеобразную цветовую мозаику, и здесь рядом висят и натюрморты и пейзажи, картины самых разных мастеров, образуя картинное полотно. Эту комнату можно назвать одной из первых картинных галерей России.

В годы Великой Отечественной Войны комната была полностью разрушена. Картины удалось вывезти, сохранить, а потом и вернуть.

Янтарная комната

Первоначально Янтарная комната возводилась в Германии, и автором её стал немецкий архитектор Шлютер. Помещение, полностью отделанное янтарем, проектировалось для королевского дворца Германии. Янтарных залежей в немецких землях было предостаточно, и в коллекции германских королей значились не только самородки, но и готовые изделия, среди которых было несколько зеркал в янтарных рамах. Но ни во дворце, ни в замке Шарлоттенбург, где строился подобный кабинет, «янтарная» идея не прижилась. Работы были свернуты, а интерьеры разобрали и увезли на хранение.

Неизвестно, сколько бы пришлось авторским деталям из роскошного камня томиться не у дел, если бы о янтарном эксклюзиве не узнал царь Пётр. Император загорелся желанием получить удивительные интерьеры для сооружений Петербурга, и вскоре прусский король преподнёс Петру янтарную комнату в качестве международного презента. Подарок до Санкт-Петербурга из Германии везли два десятка телег. По прибытии оказалось, что многих частей не хватает и процесс застопорился. Петру так и не удалось при жизни увидеть кабинет в собранном виде. Он хранился в загородном имении, пока про дарованный немцами янтарь не вспомнила его дочь Елизавета.

Императрица решила украсить янтарным декором одно из помещений Зимнего дворца, чем и занялся Бартоломео Растрелли. Отсутствующие детали были заменены в интерьере другими элементами, а комната стала служить местом для праздничных приемов. Позднее Янтарная комната была перенесена в Большой Царскосельский дворец, где реконструировалась и дополнялась экспонатами еще в течение нескольких десятилетий. Итог многолетнего труда не прошёл даром. Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского села называли «восьмым чудом света». Сочетание тёмного и светлого янтаря позволило добиться объемного звучания декора. Центральный ярус Янтарной комнаты состоял из восьми панно, в половину из которых были вставлены цветные картины флорентийской мозаики. Каждая из них имела своё название. Комнату украшали комоды ручной работы, янтарный столик, зеркальные пилястры. Тёплый, солнечный янтарь в сочетании с искусственным освещением, изумительной резьбой и позолотой, производил неизгладимое впечатление.

За время своего существования в Янтарной комнате несколько раз проводились реставрационные работы. Янтарь — хрупкий камень, подверженный негативному внешнему воздействию, склонный к пересыханию и растрескиванию. Именно поэтому в годы Второй мировой войны, когда немцы подошли к Ленинграду, янтарные стены не стали разбирать и эвакуировать Комнату лишь бережно закрыли упаковочными материалами и оставили на месте.

Когда в Пушкин вошли оккупанты, то первым делом они разобрали и вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Ценный трофей установили в музее Кёнигсберга, в книге которого была зафиксирована дарственная надпись. Но радоваться немцам пришлось недолго — наступление советских войск заставило очередной раз разобрать мировой шедевр. С тех пор Янтарную комнату больше не видел никто. Она тщетно разыскивалась по всей Пруссии и близлежащим странам. Существует большое количество домыслов и легенд, согласно которым следы ценной реликвии всплывают то тут, то там, но тайна так и остаётся тайной.

С конца 60-х гг. в СССР около двадцати лет существовала комиссия по розыску Янтарной комнаты. После многолетних безуспешных поисков советское правительство вынесло распоряжение своими силами восстановить историческую ценность. При дворце была открыта янтарная мастерская, где по имеющимся эскизам мастера создавали вновь драгоценный интерьер. Приятным сюрпризом на рубеже веков стало то, что нашлись некоторые фрагменты реликвии — часть флорентийской мозаики и янтарный комод. Полностью работы были завершены в 2003 году. Янтарная комната вновь ожила в преддверии празднования 300-летия Петербурга. Реставрационные работы длились 25 лет.

Фотографировать в Янтарной комнате запрещено.

Если было интересно, пишите отзывы, подписывайтесь на мой блог.

Светлана

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение